Арток - прикольное искусство будущего. 2010 artlet-blog.com
Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин
В последние годы мы стали свидетелями бурного развития артка - направления в актуальном искусстве, восходящего корнями к ранним годам модернизма, и стремительно утверждающегося на международной художественной сцене.
Термин 'арток' (впервые предложен Аристархом Чернышевым в 2007 году)
Арток, легкий арт (слово образовано по аналогии с 'джазок' - легкий джаз) - искусство сделанное в сжатые сроки и с минимальным бюджетом (исключение составляет мега-Арток, см. ниже), основными приемами в производстве которого является рекомбинация*, совмещение несовместимого, помещение объектов в парадоксальный контекст. В производстве артка используются в основном реди-мейды или копии предметов, людей, животных с минимальным вмешательством художника, без упора на ремесленные навыки, а в случае если таковые требуются, используется наемный труд людей, обладающих ими. Важной отличительной особенностью произведений артка является то, что практически полное представление о них можно получить по их фото- или видеодокументации. К тому же, арток использует универсальный, понятный во всем мире символический язык, что позволяет ему молниеносно распространяться через интернет, подобно вирусу, шествуя из одного блога в другой. И главное, арток обязательно должен быть смешным или прикольным, в крайнем случае занимательным, никакой скукоты!
Предлагаемый англиийский вариант термина - artlet, по аналогии с starlet - звездочка, piglet - свинка.
Основные приемы артка
Взять что-то маленькое и сильно увеличить
Взять единичный объект и размножить его
Взять большой объект и перевернуть его вверх ногами
Построить составной узнаваемый объект из 'не тех', парадоксальных материалов
Взять два или более объектов из разных, непересекающихся контекстов и соединить их вместе
Рекомбинация - деконструкция с последующей 'неправильной' сборкой
Wow-фактор
Произведения артка стремятся удивить, поразить зрителя, или как пишут критики - 'заставить взглянуть по-новому на казалось-бы привычные вещи'.
Корни артка
Сюрреализм, дадаизм, реклама, МТВ, 3D графика, компьютерные игры, дизайн продуктов, голливудские блокбастеры.
Причины возникновения артка
Вытеснение ручного труда промышленным производством, доминирование медийных образов, драматический рост производства потребительских товаров. Выход дизайнерского продукта в фокус внимания. Бренды и тренды. Представление продуктов в рекламе в качестве абсолютных ценностей. Поколения, выросшие в пространстве масс-культуры, активно использующей 'шокирующие' образы, созданные с помощью приемов, аналогичных приемам артка.
Огромное, постоянно растущее количество молодых художников - выпускников художественных академий (а теперь еще и армада китайских художников). Арток позволяет им всем самовыражаться, создавая неповторяющиеся произведения в ситуации ограниченного количества актуальных идей, 'носящихся в воздухе'.
Бурное развитие цифровых технологий, интернета и социальных сетей. Каждый пользователь интернета сегодня может быть производителем, редактором, паблишером и дистрибьютором контента (в случае артка - своих собственных произведений).
Распад сознания, свойственный современному человеку.
Распад сознания
Это состояние, в котором субъект не может создать в своем сознании цельную картину мира**, или хотя бы построить некую локальную версию виденья мира, обладающую определенной временной стабильностью.
В связи с отсутствием цельной картины мира, субъект обладает фрагментированным сознанием (оно же 'клиповое'), не в состоянии принимать решения, давать оценки. В результате важными становятся детали и их взаимоотношения.
Именно такое состояние сознания позволяет делать и воспринимать арток.
Интернет
Блоги - основной канал распространения артка. Многочисленные визуально яркие произведения артка удовлетворяют потребность интернет-медиа в постоянно возобновляемом арт-контенте.Можно также сказать, что арток уже и формируется интернетом: все больше художников сознательно или нет делают работы, выгодно смотрящиеся именно на интернет-страницах.
Мега-арток
Это дорогой в производстве, масштабный арток. Студентам, не имеющим доступа к бюджетам, мега-арток не по зубам. Им занимаются ведущие художники современности - Джефф Кунс, Дамиен Херст, Тони Мателли, Эрвин Вурм, Вим Дельвуа, братья Чепмены и др.
Сюрреализм и дадаизм
Дадаизм во многом был реакцией сознания художников на разрушение старого мира, на ужасы первой мировой войны. Кроме того, то время - это время становления массового общества, общества потребления товаров и образов. Другими словами, абсурдные произведения дада - первые арт-плоды распада сознания 'массового человека'.
Сюрреализм - это 'абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии ready-made' - это определение из википедии подходит и к артку, разница лежит в культурно-историческом контексте и мотивациях. Сюрреалисты стремились к свободе через погружение в мир подсознания, в то время как производители артка просто пытаются сделать считываемое высказывание в ситуации отсутствия доминирующего дискурса и глобализации контекстов.
Арток в России
В России арток пока развит слабо. Сказывается отсталость российской арт-системы по сравнению с западной. У нас практически нет арт-школ, соответственно мало арт-студентов, вообще мало актуальных художников. Кроме, того, наше искусство в принципе более консервативное, а также более литературное, в отличие от западного, имеющего богатую визуальную традицию. К тому же, у нас менее продолжительна история общества массового потребления и капиталистических масс-медиа, поставляющих агрессивные, захватывающие внимание зрителя визуальные образы.
Тем не менее, арток в Росии есть! К артку имеют прямое отношение отдельные произведения многих известных художников - Игоря Макаревича, Вадима Захарова, Юрия Аввакумова и др. Мало-помалу развивается и молодежный, студенческий арток.
Значительный импульс развитию отечественного артка дали фестивали типа Арт-Клязьма. Методы артка позволяют за короткое время и при ограниченном бюджете создавать яркие произведения - то, что нужно фестивалям и биеннале.
Проблемы артка
Перепроизводство искусства и его медийных образов. Каждый день методами артка создается огромное количество объектов искусства, каждый из которых по-своему хорош. С одной стороны, это подрывает иерархию системы искусства, а с другой - девальвирует произведение, размывает критерии качества. Отпадает необходимость ходить на выставки - можно получить практически полное представление о произведении глядя на его репродукцию в блоге.
Поскольку язык артка - универсален и понятен во всем мире, то тут неизбежно уменьшение глубины высказывания и сужение круга затрагиваемых тем.
Будущее артка
Арток, несомненно, будет развиваться, так как он понятен массам и находит у них широкий и положительный отклик. Методы артка позволяют постоянно получать новые, неповторяющиеся арт-объекты; арток позволяет занять работой огромное количество художников. Арток демократичен - даже малоимущие студенты могут его производить. Арток коммуникативен и идеально подходит для блогов. Можно представить, что арток образует жанр интернет-культуры, существующий параллельно институализированному искусству.
Поскольку обычный арток с ростом его количества девальвируется и виртуализируется, - будет развиваться мега-арток как составная часть индустрии арт-бизнеса и культурного туризма. Кроме того, реподуцируемый характер артка и мега-артка актуализируют те виды искусства, которые 'не работают' в репродукции, которые надо воспринимать 'здесь и сейчас', в физическом пространстве.***
Делать или не делать арток?
Конечно делать, особенно молодым художникам. Арток - это современный международный линго, это возможность заявить о себе. Арток - это коммуникативное пространство, объединяющее художников и фанов, это возможность говорить и быть услышанным вне зависимости от произвола кураторов. Арток - это твой путь к мега-артку или к какому-нибудь другому арту.
- Новости
- «Шагающие натюрморты» Аристарха Чернышева на 33-метровом экране
- Аристарх Чернышев. МетаПотребитель. Галерея ГУМ-Red-Line
- Новый проект «Сверхпотребитель» на биеннале в МАММ
- «Personal information Organism» на выставке «BioMedia» в ZKM, Карлсруэ
- Проект «Критически важное обновление» на выставке «Тень души, но заостренней чуть» в МАММ
- Проект «Критически важное обновление» на выставке «Маски времени»
- «Без цвета, без вкуса, без запаха» Аристарх Чернышев 18.06.2020
- «Без цвета, без вкуса, без запаха. Human update.» Аристарха Чернышева
- «Архив современности» ретроспектива Электробутика в кластере Октава, Тула.
- UserPic на выставке «Пластическая масса» в Русском музее.
- «Критическое обновление» на выставке Прорыв в фонде Екатерина
- «Окончательная настройка» в Третьяковской галерее 2018
- *Токсичные активы* в Музее Москвы. 2018
- Раритетные работы Алексея Шульгина и Аристарха Чернышева на выставке Techne
- *Коммутация* на выставке в Музее современного искусства PERMM. 2017
- *Jesus Touch* at *Icons* exhibition by Dukley European Art Community 2017
- The Wrong Biennale 17/18.
- *Loading* at Digital Decade 5. 25 - 27 August 2017
- Electronic Superhighway (2016 – 1966). Лондон. 2016
- Искусство для людей. Пермь. 2015
- Сенсорный Иисус в Моторенхалле. 2015
- Визуальная неопределенность в Квантовой запутанности. 2014
- Телебластер на выставке Игра в цирк в ММСИ. 2014
- Кнод и Срочно! на ArteFiera 2014
- Сияющие протезы в проекте Реконструкция2. 2014
- ARTOMAT.pro в Екатеринбурге. 2013
- Голос леса в шоппинг моллах
- Электробутик на Creative City Fair. 2013
- Электробутик на SAVE AS Riga 2013
- Электробутик на АртМоскве 2013
- Electroboutique at Archstoyanie Электробутик на Архстоянии
- Электробутик на Twente Biennale
- ARTOMAT в галерее Триумф.
- Rethinking Reality at Galerie Kuckei + Kuckei. 2012
- Реквием. Прощальная выставка.
- Electroboutique на Milan Design Week.
- Electroboutique в Телемузее Осло.
- IconMan в Перми!
- Electroboutique в Science Museum London
- 4я Московская Биеннале Современного Искусства
- С нами Bug! - в XL Gallery
- Electroboutique на Twente Biennale
- Блог про арток
- Электробутик в Эйндховене
- Электробутик в Capital Group.
- Электробутик в Гараже.
- Электробутик получил приз Кандинского 2009.
- Электробутик открывает концептуальный магазин
- Электробутик на Архстоянии.
- Аристарх Чернышев на Unconditional love
- Kiosk, артефакты пост-цифровой эпохи
- Электробутик в Праге
- Срочно! на «Liquid Frontiers», фестиваль Europe XXL 2009
- ENTER ACTION - Digital Art Now
- Электробутик едет в Сеул
- Электробутик едет в Дортмунд
- КРИТИ-ПОП
- Electroboutique едет в Пекин
- Electroboutique едет на HolyFire
- Electroboutique едет на Transmediale
- Я так вижу! на Frieze 2007
- новая работа Чернышева и Шульгина
- Телекожа в ЭлектроБутике.
- Формула успеха в ЭлектроБутике.
- новая работа Чернышева и Шульгина
- Аристарх Чернышев
- Электробутик
- Чернышев & Ефимов
- Информация и контакты