В.Ефимов и А.Чернышев
КоМутация
Интерактивная видеоинсталляция. 2005
Здесь "первичные формы", в которых мутации происходят, - это тела художников. В этот раз фигуры художников проецируются стоящими на одну из стен галереи. Как и ожидалось, они облачены в их конвенциональную "униформу" (черные брюки и белые рубашки), которая используется в их предыдущих инсталляциях. Взаимодействие зрителей с этими "клерками" осуществляется через пульт, установленный в центре галереи. Получив в распоряжение 12 штекеров и 24 гнезда для них, зрители в состоянии произвольно втыкать их - тогда Чернышев или Ефимов будет мутировать: его тело целиком или частично растянется и деформируется, превращая героев в бесформенных мутантов. Визуально эти потерявшие форму фигуры отсылают к работам Вольфа Фостелла и Нам Джун Пайка конца 1950-х - начала 1960-х годов с переключателями и магнитами для манипулирования телеобразами. Очевидно физическое присутствие машин: пульт, который побуждает зрителей к взаимодействию, компьютер, соединенный с проекцией, даже название работы, в котором звучит слово 'мутация', включает в себя идею эволюции и научных исследований. В свою очередь, наука имеет прямые референции с идеей Просвещения и верой в технический прогресс. Все равно в конце эта инсталляция демонстрирует свою причастность к духу романтизма, поскольку финальный результат - больше интроспективный поиск, нежели объективный анализ научного эксперимента. В большой степени это - медитативная работа о мутациях самого себя. (А. Джеуза)